Место и роль дорожно-транспортной экспертизы
Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы, подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам.
С учетом предмета доказывания и содержания специальных познаний в автотехнической экспертизе можно выделить следующие виды:
экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;
экспертиза технического состояния транспортного средства;
экспертиза следов на транспортном средстве и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика).
Наряду с приведенными разработаны еще 2 вида автотехнических экспертиз:
инженерно-психофизиологическая экспертиза участников дорожно-транспортного происшествия и автодорожная экспертиза.
Таким образом, дорожно-транспортная экспертиза входит в класс инженерно-транспортных экспертиз.
Параметры дорожно-транспортной ситуации
Параметры дорожно-транспортной ситуации формируются как результат действия всех элементов системы «водитель – автомобиль – дорога – среда» (далее – «ВАДС») во взаимосвязи образующих то, что можно назвать средой дорожного движения.
Для доказывания, в первую очередь, существенны обстоятельства, характеризующие что, в какой форме и в какие моменты времени воспринимал водитель. Обработка сигналов о состоянии и изменении дорожно-транспортной ситуации осуществляется водителем одновременно осознанно (через формирование понятий и выработку стимулов для принятия решений) и подсознательно (на уровне профессиональных и иных реакций, как реализации навыковой деятельности – выравнивание направления движения с помощью рулевого управления, изменение скорости движения и т.д.).
Для доказывания существенно, что именно водитель в дорожно-транспортной ситуации делает осознанно, а что рефлекторно. Реакция водителя на изменение дорожно-транспортной ситуации служит побудительным мотивом к осознанным действиям и одновременно к действиям рефлекторным, в результате чего меняется режим управления транспортным средством. А поскольку последнее находится в постоянной физической динамической связи с дорогой, то меняются и параметры этой связи, прежде всего в части сил взаимодействия (сцепление и т.п.). Теперь уже само движение транспортного средства изменяет дорожно-транспортную ситуацию, а значит, в процессе доказывания появляется совокупность подлежащих установлению обстоятельств, характеризующих причинно-следственные связи между воздействиями водителя на транспортное средство и изменением дорожно-транспортной ситуции.
Как и всякая иная организованная система, комплекс ВАДС постоянно находится в режиме воздействия на него разрушающих факторов: неровности дороги «отклоняют» транспортное средство от первоначального направления движения, неорганизованность в действиях других участников движения заставляет водителя реагировать на это; наконец, и сам водитель, вследствие своих психофизиологических качеств, нарушает оптимальный ритм движения, объективно существующий для данных условий. Компенсация действия разрушающих факторов составляет объективно необходимое условие существования системы ВАДС. Несвоевременная или неумело выполненная компенсация, равно как умышленный или неосторожный отказ от нее, вместе с ее физической невозможностью и рассматривается в качестве причинно-действующего в данном дорожно-транспортном происшествии фактора.
С юридических же позиций, с позиций доказывания это означает, что любое дорожно-транспортное происшествие – это результат комплексного действия как объективно существующих, так и субъективно провоцируемых факторов разрушения системы ВАДС. В процессе расследования требуется установление этих факторов и определение их значимости (вклада, веса) для изменения функционирования системы ВАДС до определенного уровня. Разрушение системы ВАДС происходит по специфичным внутренним для нее законам.
Достаточно в определенных дорожно-транспортных ситуациях появления самых незначительных нарушающих режим воздействий, например резкий сброс подачи топлива на локальном участке дороги с низким коэффициентом сцепления, чтобы система ВАДС была приведена в аварийное состояние и возник занос с последующим дорожно-транспортным происшествием. Не каждое расследование дорожно-транспортного происшествия требует назначения экспертизы дорожных условий или экспертизы водителя. Как правило, следователи назначают ее на основании сомнения в возможностях водителя осуществить требуемые действия в сложных ситуациях, при наличии признаков отклонения индивидуальных свойств водителя от эффективно функционирующих. Как указывалось ранее, в предмет экспертизы водителя входят «дорожные условия» и их соответствие безопасному уровню функционирования психофизиологических свойств среднего надежного водителя.
Дорожные условия – это совокупность геометрических параметров, транспортно-эксплуатационных качеств дороги, дорожных покрытий, элементов обустройства и обстановки, непосредственно влияющих на условия дорожного движения.
Если эксперт устанавливает, что данные дорожные условия не позволяли «среднему» водителю принять правильное решение в данной ситуации, «дорожные условия» становятся объектом исследований (назначается дорожно-транспортная экспертиза, проводятся следственные эксперименты по определению видимости объектов и т.д.).
Если выясняется, что дорожные условия соответствуют безопасному уровню функционирования психофизиологических свойств среднего водителя, экспертиза последнего развивается по стандартному алгоритму.
Цель дорожно-транспортная экспертизы
Установление правильности обустройства дорог, дорожных знаков и разметок.
Вопросы, которые могут подлежать разрешению:
Какова дорожная обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия?
Как в соответствии с ГОСТами, должен быть обустроен отрезок дороги в месте дорожно-транспортного происшествия?
Была ли техническая возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния дороги, его обустройств (дорожные знаки и разметки, светофоры) и других особенностей?
Какие обстоятельства, связанные с дорожной обстановкой, способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия (отсутствие дорожных знаков или разметки, их неправильное расположение и т.д.)?
Мог ли водитель в данной дорожной ситуации выполнить действия, которые необходимо было совершить для предотвращения дорожно-транспортного происшествия? Мог ли водитель предотвратить ДТП?
Соответствует ли выбоина (разрытие) на дороге существующим ГОСТам? Могла ли выбоина (разрытие) способствовать дорожно-транспортному происшествию?
Установить нормативное время устранения обстоятельств, связанных с безопасностью дорожного движения.
Мы привыкли, что в дорожно-транспортном происшествии виновен только водитель. Но на самом деле в причинно-следственной связи при дорожном происшествии находятся, конечно, сам водитель, дороги, погода, состояние автомобиля, др. факторы. Это целый взаимосвязанный механизм, со своими рисками где-то отказать. Что касается ростовских дорог, то одной из главных причин плачевного их состояния:
это отсутствие водоотводов дождевых стоков. Например, в городе надо их иметь 313 км, а имеем – 70 км. В ближайшем будущем их и не будет.
это и неправильное безопасное техническое оборудование участков ПОДРЯДЧИКАМИ, при производстве ремонтных работ.
Например «...не допускается отклонение крышки люка смотровых колодцев относительно уровня покрытия более 2 см», а у нас?... или «...не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2 см». Сроки устранения данных нарушений 1-2 суток...
СОВЕТ: При дорожно-транспортном происшествии с повреждениями узлов и деталей Вашего автомобиля, которое считаете произошло не по Вашей вине, необходимо проведение дорожно-транспортной экспертизы, которая выявит все обстоятельств происшествия, поможет разобраться и привлечь виновника к материальной ответственности.
Наши специалисты могут провести экспертное исследование технического состояния дорог, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия (экспертный анализ дорожных условий).
Задачи, вопросы, возможности судебной автодорожной экспертизы
1. Какими требованиями нормативно-технической документации регламентировано техническое состояние автодороги на участке ДТП?
Техническое состояние автодороги на участке ДТП регламентировано требованиями строительных норм и правил (СНиП), государственных стандартов (ГОСТов) и ведомственных строительных норм (ВСНов).
ГОСТ Р 52577-2006 Дороги автомобильные общего пользования. Методы определения параметров геометрических элементов автомобильных дорог
ГОСТ Р 52605-2006 Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 52606-2006 Технические средства организации дорожного движения. Классификация дорожных ограждений
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ О безопасности дорожного движения
ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
ГОСТ Р 52721-2007 Технические средства организации дорожного движения. Методы испытаний дорожных ограждений
ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог
ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
ГОСТ Р 52044-2003 Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения
ВСН 103-74 Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог
ВСН 16-73 Указания по размещению зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб на автомобильных дорогах
ВСН 18-84 Указания по архитектурно-ландшафтному проектированию автомобильных дорог
ВСН 19-89 Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог
ВСН 20-87 Инструкция по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах
Взамен ВСН 24-88 Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования
Взамен ВСН 25-86 Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах
ГОСТ 25458-82 Опоры деревянные дорожных знаков. Технические условия
ГОСТ 25459-82 Опоры железобетонные дорожных знаков. Технические условия
ГОСТ 26804-86 Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия
ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием
ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения
ГОСТ Р 50970-96 Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила приемки
ГОСТ Р 50971-96 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила приемки
ГОСТ Р 51256-99 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний
СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение
СНиП 2.05.07-91 Промышленный транспорт
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52765-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация
ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
ГОСТ Р 52767-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Методы определения параметров
Каталог типичных дефектов содержания конструктивных элементов автомобильных дорог. Том 1
Каталог типичных дефектов содержания конструктивных элементов автомобильных дорог. Том 2
Методические рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах
Методические рекомендации по назначению мероприятий для повышения безопасности движения на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий
Технологическое обеспечение качества строительства асфальтобетонных покрытий. (Методические рекомендации)
ОДН 218.046-01 Проектирование нежестких дорожных одежд
Методические рекомендации по оценке сдвигоустойчивости асфальтобетона (Методические рекомендации)
Методические указания по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог (Методические рекомендации)
Методическое пособие по курсу подготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте (Методические рекомендации)
ОДМ Методические рекомендации по устройству горизонтальной дорожной разметки безвоздушным способом
ОДМ Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах
ОДМ 218.0.000-2003 Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог (временное)
ОДМ 218.011-98 Методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог
ОДН 218.0.006-2002 Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог
ОДН 218.010-98 Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ
ОДН 218.012-99 Общие технические требования к ограждающим устройствам на мостовых сооружениях, расположенных на магистральных автомобильных дорогах
ОДН 218.017-2003 Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций
ОДН 218.3.039-2003 Укрепление обочин автомобильных дорог
ОСТ 218.1.002-2003 Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования
Контроль качества на строительстве мостов (пособие для инженерно-технических работников мостостроительных организаций)
Пособие по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах
РД 34.21.304 Правила организации обследований и испытаний мостов
Рекомендации по выявлению и устранению колей на нежестких дорожных одеждах
Рекомендации по совершенствованию методов борьбы с пучинами при ремонте автомобильных дорог (для опытного применения)
Рекомендации по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью
Методические рекомендации по нанесению дорожной разметки на цементобетонные покрытия автомобильных дорог
Рекомендации по уширению эксплуатируемых железобетонных автодорожных мостов
Временное руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог
Руководство по сооружению земляного полотна автомобильных дорог
Руководство по техническому диагностированию автодорожных тоннелей
Руководство по оценке ровности дорожных покрытий толчкомером
СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги
СНиП 2.05.07-85 Пособие Пособие по проектированию земляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорог промышленных предприятий
СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии
СНиП 2.05.11-83 Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях.
СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги
СНиП 3.06.03-85 Пособие Пособие по устройству поверхностных обработок на автомобильных дорогах
СНиП 3.06.03-85 Пособие Пособие по строительству покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов из грунтов, укрепленных вяжущими материалами
СНиП 3.06.03-85 Пособие Пособие по строительству асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов
СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы
СНиП 3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний
СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные
СНиП II-60-75 Пособие Пособие по размещению автостоянок, гаражей и предприятий технического обслуживания легковых автомобилей в городах и других населенных пунктах
СНиП III-39-76 Трамвайные пути
СТО МАДИ 02066517.1-2006 Дороги автомобильные общего пользования. Диагностика. Определение продольного микропрофиля дорожной поверхности и международного показателя ровности IRI.
ТР 134-03 Технические рекомендации по устройству и приемке в эксплуатацию дорожных покрытий с учетом требований международных стандартов по ровности Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ Об автомобильных дорогах СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений
2. Находятся ли в допустимых нормативно технической документации выявленные дефекты дороги на участке дорожно-транспортного происшествия, и соответствует ли техническое состояние покрытия в месте дорожно-транспортного происшествия, на протяжении определенного расстояния от места дорожно-транспортного происшествия, требованиям нормативно технической документации?
А. Классификация автомобильных дорог:
дороги общей сети;
городские и сельские дороги;
дороги в пределах пригородных зон;
внутрихозяйственные дороги агросектора;
дороги промышленных предприятий;
дороги лесозаготовительных предприятий;
притрассовые дороги.
Б. Геометрические параметры и характеристики автомобильных дорог:
ширина проезжей части, основной укрепленной поверхности дороги и укрепительных полос;
ширина обочин, в т.ч. укрепленных; тип и состояние укрепления обочин;
продольные и поперечные уклоны проезжей части и обочин;
радиусы кривых в плане и уклон виража;
высота насыпи, глубина выемки и уклоны их откосов; состояние земляного полотна;
расстояние видимости поверхности дороги в плане и профиле.
В. Характеристики дорожной одежды и покрытия:
конструкция дорожной одежды и тип покрытия;
прочность и состояние дорожной одежды и покрытия (наличие, вид, расположение и характеристика дефектов);
продольная ровность покрытия;
поперечная ровность покрытия (колейность);
шероховатость и коэффициент сцепления колеса с покрытием.
Г. Искусственные сооружения:
габариты мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей;
наличие и высота бордюров;
тип и состояние мостового полотна;
наличие, материал, тип, размеры и состояние водопропускных труб.
Д. Обустройство и оборудование дорог:
дорожные знаки, их дислокация, состояние и соответствие нормам и правилам размещения;
дорожные светофоры, их дислокация, состояние и соответствие нормам и правилам размещения;
разметка дороги, ее состояние и соответствие нормам и правилам нанесения;
ограждения, их конструкция, место расположения, протяженность, состояние, соответствие нормам и правилам установки;
примыкания, пересечения с автомобильными и железными дорогами, их тип, местоположение, соответствие нормам проектирования;
автобусные остановки и павильоны, площадки отдыха, площадки для остановки и стоянки автомобилей, их основные параметры и их соответствие нормативным требованиям;
снегозащитные, ветрозащитные, шумозащитные и декоративные лесонасаждения и лесополосы;
снегозащитные заборы, шумозащитные и ветрозащитные устройства, устройства для защиты дорог от снежных лавин, отвалов, оползней и др.;
искусственная неровность;
искусственное освещение дорог и улиц.
3. Находится ли в технической причинной связи отклонение от нормы выявленного дорожно-технического фактора с фактом дорожно-транспортного происшествия?
установление отклонение от нормы какого-либо дорожного фактора (коэффициент сцепления, ровность, радиус закругления и т.д.);
проверка направления движения транспорта, движение по полосе и т.д.;
проводятся расчеты при фактических и нормативных значениях и оцениваются результаты.
4. В чем состоит конкретный дефект дороги на участке дорожно-транспортного происшествия?
Например, коэффициент сцепления дорожного покрытия не соответствует требованиям нормативно технической документации. Если норма не выполняется, то конкретный дефект покрытия заключен в его сверхнормативном эксплуатационном износе. Покрытие требует проведение внеочередной поверхностной обработки с целью повышения его шероховатости, как минимум, до достижения нормы.
5. Время образования дефекта дороги, время фактического обнаружения дефекта дороги и возможность его устранения.
судебно-следственная задача и решается она путем юридической оценки всех документов, входящих в уголовное дело. Среди этих дефектов: акты выявленных дефектов, дефектные ведомости, указания и предписания должностных лиц по устранению дефектов, режимы работы дорожной техники и др.;
может проводиться комплексная экспертиза (совместно с дорожно-технологической), например, по установлению состава смеси асфальтобетона, давности укладки нового слоя этой смеси, глубины слоя и т.д. на месте ДТП.
6. Усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке дорожно-транспортного происшествия?
Снижение ряда технических характеристик автодороги (сцепление, ровности, видимости и др.) по соответствующим требованиям нормативно технической документации должно быть до времени их восстановления сопряжено установкой временного информационного обеспечения водителей о данных дорожных обстоятельствах. Это: дорожные знаки, табло, разметка, ограждения и другие средства организации дорожного движения. Их неустановка является невыполнением нормативно-технической документации.
7. Какими требованиями нормативно технической документации должны были руководствоваться должностные лица организации, ответственные за эксплуатацию дороги, для обеспечения безопасности движения на данном участке? Соответствовали ли их действия этим требованиям?
Обязанности должностных лиц и иных лиц дорожных эксплуатационных и дорожных ремонтно-строительных организаций по содержанию и эксплуатации дорог регламентированы главным образом «основными положениями по допуску ТС к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», ГОСТ Р50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах и др.